Гагра - один из первых курортов Абхазии, поэтому в нем очень много достопримечательностей. Многие из них, начиная от замка основателя курорта принца Ольденбургского, до советских жд вокзалов, сейчас заброшены. Расскажем какие стоит посмотреть и как до них добраться.
Заброшки в Гагре начинаются сразу на въезде в город. На бывшей площади Юрия Гагарина, переименованной ныне в площадь Наарта, в глаза сразу бросается массивное позднесоветское здание в индустриальном стиле. Его полукруглая форма с уступами балконов напоминает шестеренку. По заброшенному зданию сразу непонятно его предназначение. Может показаться что это был жд и автовокзал, потому что, на площади всегда располагалась конечная остановка городских автобусов и уникальный перрон жд станции Абаата на мосту через речку Жоэквара.
Но на самом деле это был торговый центр. В нем находился универмаг, ресторан и кафе. Возле торгового центра есть подземный переход через проспект Ардзинба. Пройдя по нему, можно выйти к самому старому сооружению в Гагре крепости Абаата и храму Святого Ипатия, которые были сооружены еще в V веке. К счастью, храм действующий.
Сейчас на площади Наарта до сих пор конечная остановка городских автобусов в Гагре. Здесь можно сесть на государственные автобусы, следующие в Новую Гагру, Бзыбту и Пицунду.
Площадь украшает недействующий фонтан под названием "Три грации", за которым виден уникальный мост с перроном железнодорожной станции Абаата.
Мост-перрон расположен в ущелье над речкой Жоэквара между двух тоннелей. Входы в тоннели с обоих концов перрона украшены каменными портками с надписью Гагра. Уже несколько лет в Абхазию ходят поезда и даже Ласточка. Но эта станция была заброшена. Ее отремонтирован только летом 2024 года - почистили арки тоннелей и замостили перрон. Но внимание привлекают массивные башенки с разбитыми окнами сбоку от туннелей.
Казалось бы, что это эти башни выполняли роль залов ожидания для пассажиров, т.к. других навесов или укрытий на станции нет. Но к башням ведут узкие лесенки, почти не видные из-за травы. Оказалось, что внутри башен были установлены по два огромных вентилятора - приточный и вытяжной. Вентканалы от них до сих пор ведут в туннель, только моторы от вентиляторов давно украдены. В башнях также располагалась охрана этого некогда стратегического объекта - на полу еще валяются разбитые доски с воинской информцией.
На холме сразу за заброшенным торговым центром можно увидеть руины дворца основателя курорта Александра Ольденбургского. Подробнее о нем читайте в статье "Замок принца Ольденбургского". Уточним только, что самый живописный вид на него открывается от мозаичного лабиринта работы Зураба Церители в Приморском парке.
Символ города - Гагрская колоннада еще несколько лет назад представлял из себя заброшку. Но в 2023 году это туристическое место отреставрировали. Но и здесь есть что посмотреть. В советское время эта площадь назвывалась площадью Конституции СССР. Напротив колоннады через дорогу площадь украшало здание с колоннами в стиле советского классицизма. Это Зимний театр сейчас классическая абхазская заброшка. Его часто называют кинотеатр "Гагра", поскольку в одном из его залов показывали кино. Подробнее об этой заброшке читайте в статье "Зимний театр и кинотеатр "Гагра".
Самую необычную канатную дорогу можно увидеть в Приморском парке. Когда-то её вагончики перевозили к морю отдыхающих санатория "Колхида". Нижняя станция канатки выполнена в виде китайской пагоды. Чтобы сесть в вагончик, необходимо пройти по мосту над прудом, обсаженным бамбуком.
Эта станция выглядит настолько потрясающе стильно, что её можно оставить просто как арт-объект в парке, т.к. саму канатку уже не восстановить. Под тросами за 30 лет забытия выросли огромные деревья. На самой станции до сих пор стоит остов желтого вагончика, который раньше перевозил туристов.
Изящный павильон станции с арками и колоннами был построена в 1950-е годы. В советское время здесь останавливались пригородные поезда. После развала СССР вся железная дорога Абхазии пришла в упадок, а почти все вокзалы разорены. К слову сказать, самый хорошо сохранившийся вокзал находится на станции Тамыш, недалеко от кемпинга "Тамыш Village". Сейчас железка потихоньку оживают, а перроны и вокзалы пытаются привести в порядок. Это, к сожалению, пока не коснулось павильона станции Гагрипш. Стены его еще держатся на фигурных колоннах, а вот крыша центрального зала давно рухнула.
Вокзал был небольшой - в нем был всего один зал, а для ожидания поездов на перроне были устроены две симметричные колоннады, которые защищали от солнца и дождя.
По остаткам лепнины можно представить как богато и нарядно выглядел этот вокзал. Впрочем, как и все остальные станции Абхазии, построенные в стиле советского классицизма.
Железнодорожные пути проложены выше, чем площадь перед вокзалом, поэтому в цоколе здания устроен подземный переход под путями. На входе в тоннель сохранились даже оригинальные деревянные рамы. Возможно здесь были билетные кассы или киоски Союзпечати.
Добраться до станции Гагрипш легко. Она находится прямо на центральной улице Гагры - проспекте Ардизнба. Здесь останавлиются все проходящие автобусы и маршрутки.
На площади у вокзала сохранилась одна из мозаичных автобусных остановок работы Зураба Церители. Она похожа на фантастическую рыбу-кит, хотя во многих источниках её называют "Дельфин". Сейчас здесь стоят столики ближайшей кофейни.