Когда-то Акармара был действующим процветающим шахтерским поселком в Абхазии. А сейчас величественные дома сталинской эпохи поглощают джунгли. Теперь это популярная туристическая достопримечательность Абхазии, наравне с Новоафонской пещерой.
Существует поселок с 1938 года. Здесь был крупный центр добычи каменного угля. Раньше Акармара был фактически закрытым шахтерским поселком. Основные постройки были возведены в 1940-50 -е годы немецкими военнопленными. Архитектура зданий отличалась помпезностью и красотой, не типичной для советских шахтерских поселений того времени. Поселок в народе даже именовали «элитным». Свои дом культуры, кинотеатр, ресторан, гостинца, школа, детский сад, магазины, больница. В период расцвета поселка в Акармаре и его окрестностях проживало около 25000 человек. К концу 80-х только в Акармаре насчитывалось более 5000 человек, а сейчас же живет лишь с десяток семей.
Когда-то уютный городок с зелеными парками с фонтанами и ухоженными аллеями за годы абхазско-грузинского конфликта был разрушен. Больше года поселок был в осаде и находился под постоянным артиллерийским обстрелом. Абсолютное большинство жителей оставило место своего проживание и больше не вернулось. После окончания боевых действий разрушенные здания погрузились в субтропические заросли, превратив поселок в город-призрак.
С 2019 года в Акармару стали возить организованные экскурсии и город-призрак стал одним из популярных туристических объектов. Многих гостей привлекает таинственность и даже своеобразная мистичность заброшенного места.
Местные жители обижаются, что их поселок называют «призраком».
С одной стороны их понять можно, а с другой — проживание в заброшенном городе, в полуразрушенных домах, в месте, где почти не осталось действующий инфраструктуры, назвать полноценной «жизнью» можно с трудом.
Тем не менее, за неприкосновенность своих владений местные жители ведут незримую «битву» с нерадивыми туристами: пишут плакаты или надписи на стенах, чтобы не гадили рядом с домом; чтобы зеваки не заходили в подъезды, где еще остались жильцы. Например, на подъезде одного дома краской написано: «Туристы! В дом не лезть! Люди живут. Проходим мимо…»
От постоянных экскурсий местные чувствуют себя напряженно. Но в целом к гостям радушны. Для владельцев киосков и кафе туристы — источник постоянного дохода. Да и общения, видимо, не хватает. И если чувствуют радушие и искренний интерес гостей, а не желание посмеяться на ними или поохать над их жизнью, то охотно отвечают на вопросы, рассказывают о шахтерском прошлом. Некоторые в разговоре делятся со своих смартфонов старыми фотографиями о том, каким Акармара был в годы своей активной жизни.
Прогуливаясь по улицам Акармары, невольно пытаешься представить каким поселок был в прошлом, как текла жизнь его жителей. Несмотря на свою обветшалость, здания по-прежнему величественны и красивы, а зелень плюща, обвивающего стены, и ветки деревьев, пробивающиеся изнутри сквозь окна и щели, добавляют жизни этим развалинам советского величия.
Скульптуру шахтера, которая раньше находилась в центре Акармара, перенесли на новое место. Ее можно увидеть на обочине дороги при въезде в город Ткуарчал. Правда былого шахтерского фонаря в правой руке у него уже нет.
Еще одна из достопримечательностей этих мест — железнодорожный мост в Акармару над рекой Аалдзга. Это, пожалуй, был единственный в СССР железнодорожный мост с изгибом. Сейчас рельсы демонтированы, а изогнутый мост еще держится, храня уникальность инженерного проекта железнодорожников.
Попасть сюда проще с организованной экскурсией. Кроме города-призрака в маршрут обычно включают величественные акармарские водопады, расположенные в горах недалеко от шахтерского поселка.
При бронировании экскурсии стоит учесть, что город-призрак Акармара находится довольно далеко от популярных туристических городов Гагры и Пицунды. Поэтому экскурсия сюда будет комфортна для тех, кто отдыхает в Сухуме или кемпинге «Тамыш Village».
Чтобы добраться до Акармары на своем авто, нужно сначала доехать до города Ткуарчал по асфальту, а дальше уже нужно будет преодолеть 9 км старой разбитой дороги.